Основатель школы Vpluse Андрей Каланда о методах эффективного обучения.

В этом посте я рассмотрю некоторые важные проблемы, которые тормозят наше развитие и расскажу как обучаться более эффективно. Будут раскрыты следующие темы:

-навыки важней знаний
-осознание логики расширяет возможности
-особенности психики, которые могут мешать развиваться
-конкретные инструменты для эффективного обучения.

Сами по себе знания не несут никакой пользы и никакого профита, это первое что надо уяснить. Если вы знаете как нужно разыгрывать руку, но разыгрываете ее по-другому, по какой-то причине, толку от такого знания ноль. Для увеличения профита важны только навыки. Навык – это когда вы не просто знаете классную линию, а когда вы играете эту классную линию. У навыков есть два уровня: сознательное применение и бессознательное. Бессознательное применение – это когда вы просто играете так, но уже не помните почему, просто привыкли и даже не задумываетесь. Каждый навык надо выводить на бессознательный уровень, а для этого надо сознательно применить его много раз. Тк область нашего внимания ограничена – 7+-2 (т.е. большинство людей сможет сосредоточиться одновременно не более, чем на 7 вещах), то не получится внедрять одновременно много навыков. Вы должны брать что-то одно отрабатывать много раз на практике, потом брать второе и тд. Если вы будете пытаться внедрять в практике сразу очень много знаний, то вы очень сильно будете снижать эффективность обучения и тормозить свой рост.

Пример вам из спорта: человек который прочитал 10 книг по боевым искусствам, но никогда не стоял в спаррингах и боксёр, у которого поставлен удар. Представим, что боксер будет использовать только один удар и больше ничего, а наш студент не ограничен, кто победит? Естественно у теоретика шансов нет.
Отсюда получаем первый вывод – слишком часто читать/смотреть теорию смысла нет, есть смысл чаще отрабатывать одно и тоже на практике до уровня бессознательного навыка, и только после этого смотреть новую теорию.
Второй важный вывод, многие многое знают, но не растут в игре. Причина понятная, знания не переводятся в навыки, а для решения этого тот же рецепт – больше практики. Важна именно осознанная практика, с отслеживанием внедрения нового навыка! Если просто начать много катать без осознанного внедрения навыка, толку не будет.

Идём дальше. У каждого в голове есть выстроенная логика (своя какая-то логика), с причинами и следствиями – что, как и почему. Теперь представьте вы на тренировке слышите, что надо вот в этой ситуации делать вот так. Вы тренеру доверяете и пытаетесь запомнить. И даже иногда у вас будет получаться, и вы начнете так именно и делать, именно в тех ситуациях, о которых говорил тренер. Но вот ситуация немного поменялась, что в реальности будет очень часто – оппонент чуть другой, сайзинг, борд, призовые и др. Но у вас нет в голове логики как тренером был получен тот вывод, вы только запомнили конечную линию, а логика у вас для новой ситуации своя, которая ведёт к другому выводу. В итоге вроде есть новое знание и даже новые навык, но применение его узко ограничено (только в тех ситуациях, в которой разбирал тренер и сильно на них похожих). Возможно вы подумаете, что послушав логику тренера она встраивается в вас, но это не так. Если не верите, то проверьте: возьмите новую для себя ситуацию, послушайте тренера, а через несколько дней попробуйте порассуждать самостоятельно над подобной, но другой ситуацией и сравните выводы. Единственная возможность совпасть вашим выводам, это заучить логику тренера или иметь одинаковую логику в этих ситуациях. Но если знание для вас было новым, то чаще всего размышления будут разными, потому что не будут учтены какие-то нюансы, мелочи, что-то ещё. Так вот самое эффективное обучение — это развитие своей логики, а не заучивание логики тренера. А это возможно лишь в одном случае – самостоятельный теоретический разбор. И делать его нужно до тех пор, пока не будут совпадать выводы с тренером в различных ситуациях. Нужно брать разные ситуации, разбирать их, сравнивать с тренером, задавать вопросы, брать новые ситуации, опять разбирать и опять задавать вопросы. Выстроив правильно логику, как у тренера, вы сможете не только применить его линию, разобранную на тренировке, но и создать множество новых линий. Но не стоит путать логику построения линии и навык игры этой линии. Эти вещи нужно тренировать отдельно!

Пример. Вы запомнили на тренировке линию тренера: “На спаренной доске нужно ставить 1\3 пота”. И вы начинаете ставить. Но в некоторых ситуациях это перестает работать и вы начинаете терять деньги, в некоторых вы ставите мало и не добираете. Также есть много ситуаций где эту же логику можно применять, но вы просто запомнили конкретную линию в конкретной ситуцаии, а не логику, поэтому сделать этого не можете. А ведь есть оппоненты, против которых нужно сыграть по-другому. Но для этого нужно знать логику, на основе которой строилась линия.

Первый вывод из сказанного. Если смотрите видео, то перед примером ставите на паузу и пробуете разобрать самостоятельно, потом сравниваете и если не совпало, то задаете вопрос тренеру. Если вы на живой тренировке, то не просто слушаете, а вместе с тренером разбираете пример.
Второй вывод. Нужно осознать свою логику до того, как услышите логику тренера, чтобы сразу видеть различия и начинать тренировку с правильных вопросов, которые дадут рост именно вам. Для этого к тренировке нужно готовиться. Нужно делать самостоятельные разборы на предстоящую тему.

Следующий важный момент в обучении заключается в особенностях нашей психики. Наше подсознание оперирует не логикой, а убеждениями. В простых вещах они совпадают, а в сложных далеко не всегда. Поэтому очень важно все расчеты и размышления проговаривать вслух, а лучше записывать. Идеальный вариант будет объяснять кому-то другому. В таком случае не удастся подменить логику внутренними убеждениями.
Например, игрок говорит играя против венгра: “Да он не упадет на цбет, поэтому я буду чекать”. Он так говорит, потому что несколько раз разных венгров не сдались на его ставку. Так вот, то что венгр не сдается на ставку это убеждение, а не логика. Убеждение получилось из обобщения нескольких ситуаций. Но мы прекрасно понимаем, что все люди разные и точно будут такие венгры, которые будут действовать иначе. А логика в данной ситуации может быть такой: “Я видел несколько венгров, которые не сдаются, я знаю что есть венгерская школа покера и вероятно, что большая часть венгров также не будет сдаваться, т.к. они играют по схожей стратегии. Поэтому математическое ожидание от чека будет выше.”

Отдельно стоит рассмотреть важный инструмент – конспект. Он помогает нам сразу в достижении нескольких целей:

-запись своей логики на бумаге
-выделение самого важного материала для будущего быстрого повторения
-выделение тех знаний, которые нужно с помощью практики превратить в навыки

Кратко выводы:

-нужно готовиться к тренировке
-нужно не просто слушать, а разбирать примеры вместе с тренером
-нужно превращать знания в навыки на практике
-тренируйтесь с коллегами и объясняйтесь свою логику им, либо выступайте на тренировке
-делайте конспекты

А то, что касается конкретных цифр, сколько практиковать, сколько разбирать и тд, наблюдайте за собой и пробуйте и вы найдете свою правильную формулу.

Нравится(7)Не нравится(0)

Leave a Comment

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля